Можно сказать, что в Западной Европе - и во Франции в частности - наличные вовсе не обязательны, а можно - что совершенно необходимы. Это с какой стороны посмотреть. Нужны они на тот случай, если где-то не получится расплатиться банковской картой, да еще в качестве страховки от ее потери ил и блокировки. Мелочь может понадобиться в автоматах, да и то не во всех: паркоматы, например, часто принимают оплату карточкой. Также монеты иногда заменяют жетоны при оплате душа в кемпингах.
Тем не менее наличные часто берут с собой в количестве, превышающем «аварийный запас». Все-таки это единственное средство платежа, которое принимают везде без исключения: в такси, мелкой лавочке, на рынке. К тому же всегда понятно, сколько денег осталось в распоряжении, достаточно их взять и пересчитать. Следить за карточным счетом, находясь за границей, сложнее: нужно либо подписываться на SMS-уведомления, либо пользоваться Интернетом, либо дозваниваться до автоматической справочной.
При поездке во Францию выбор валюты очевиден: в самой Франции и в большинстве стран по пути принимаются евро. Если же по дороге деньги понадобятся в стране, где валюта другая, то можно легко обменять евро или воспользоваться банковской картой. Рубли во Фракции бесполезны, а доллары лучше поменять на евро заранее: в России курс обычно выгоднее, да и обменный пункт не приходится искать.
Учтите, что при оплате крупными купюрами могут быть определенные сложности. Стоевровые банкноты обычно принимаются спокойно, во всяком случае, во Франции, хотя если вы при этом покупаете банку воды или копеечный сувенир, то сдачи может не найтись. А вот двухсот- и тем более пятисотевровые банкноты в магазине могут просто не взять. Ничего страшного в этом нет, достаточно пойти в банк и там их разменять, но все же определенное неудобство сохраняется.
Так что рекомендуем с самого начала держать в кошельке несколько мелких купюр: купите в обменнике некруглую сумму или попросите сразу разменять стоевровую банкноту. В конце поездки не стремитесь полностью избавиться от мелочи - пригодится в следующий раз.
Банковская карта тоже почти обязательна, а в некоторых случаях - необходима. Без нее ни одна крупная прокатная контора не даст машину в аренду. Также без карточки нельзя забронировать гостиницу через Интернет.
Даже если бронировать отель по телефону или с помощью факса, номер банковской карты придется сообщить - для гарантии намерений. А поскольку посольство не выдает туристические визы без предъявления брони, карточка понадобится и в этом случае. Еще она очень удобна для платежей в транзитных странах со своей валютой, поскольку избавляет от необходимости обращаться в обменные пункты.
Таким образом, получается, что без банковской карты можно обойтись лишь в той гипотетической ситуации, когда виза уже есть, отели заранее не бронируются, а машина своя. При любом другом варианте она становится необходимой.
Есть еще одно обстоятельство, которое хоть и не делает карту незаменимой, но все же придает ей определенное преимущество по сравнению с наличностью. В случае кражи или потери карточку можно заблокировать, позвонив в банк. Тогда ею никто не сможет воспользоваться, и деньги на счете не пропадут. С наличными в подобной печальной ситуации придется распроститься навсегда.
Сегодня оформить банковскую карту проблем не составляет, если не считать проблемы выбора. Множество российских банков предлагает карты различных платежных систем, различных типов и в разной валюте.
Для интернет-платежей, он-лайн-бронирования и аренды машины подходят только классические карты: Visa и MasterCard. Первая система родом из США, вторая -европейская, но они уже давно сравнялись по возможностям. В Европе не осталось мест, где карты одной из них принимались бы, а другой - нет. Во всяком случае, во Франции такие места нам не попадались.
Тем не менее одно отличие между системами сохраняется, и его надо учитывать.
В системе Visa все курсы пересчета валют устанавливаются к доллару. Если платить в иной валюте и карточный счет в банке тоже не долларовый, то при пересчете производится двойная конвертация: сначала валюта платежа (например, евро) пересчитывается в доллары, а потом доллары - в валюту счета (например, в рубли).
В системе MasterCard внутренняя валюта - евро. Поэтому при платежах с такой карты во Франции (и в других странах зоны евро) двойной конвертации не будет, в какой бы валюте ни был банковский счет. Конечно, потери на конвертации минимальны и почти незаметны, но все же эта особенность заставляет нас отдать предпочтение MasterCard - во всяком случае, для поездок во Францию.
Карты MasterCard, как и Visa, -кредитные. Кроме суммы, внесенной на счет, их владелец может распоряжаться еще и суммой кредитного лимита - с той лишь разницей, что ее впоследствии нужно будет вернуть банку. На практике банки часто предлагают карты с нулевым кредитным лимитом и называют их дебетовыми. Из-за этого возникает некоторая путаница понятий: в Европе дебетовыми называют электронные карты (о них чуть ниже), в которых кредитный лимит в прин-ципе не предусмотрен, a MasterCard и Visa называются кредитными, даже если кредитный лимит равен нулю.
Кстати, ни один продавец не может определить размер кредитного лимита - он известен только банку, и владельцу карты. Поэтому не надо пугаться, когда в условиях, к примеру, аренды машины прямо написано, что требуется кредитная, а не дебетовая банковская карта. Если предъявить карту Visa или MasterCard (не Visa Electron или Cirrus/Maestro!), то они будут восприняты как кредитные и продавцом, и терминалом и платежной системой - даже в том случае, если банк владельца выпустил ее как дебетовую. Машину можно будет арендовать, лишь бы денег хватило.
У платежей по банковской карть своя специфика. Часто продавец сначала блокирует сумму платежа на счете держателя карты, а через некоторое время ее списывает. Когда сумма заблокирована, она по-прежнему находится на счете, но владелец не может ею распоряжаться, и лишь когда она списывается, деньги перечисляются со счета на счет.
Иногда сумма блокируется для обеспечения гарантий платежа. Например, при заезде в гостиницу администратор может заблокировать стоимость проживания, а списать ее уже при выезде. При аренде машины может быть сразу заблокирована не только ее стоимость, но и сумма так называемой франшизы -максимального штрафа за ущерб по своей вине.
При окончательном списании платежа с карты по идее блокировка должна быть снята. На практике бывает, что деньги списываются, а блокировка продолжает «висеть». Деньги не пропадают, так как она автоматически снимается через некоторое время (обычно месяц), но на это время владелец карты лишен возможности распоряжаться заблокированной суммой.
Если карта дебетовая, а бюджет рассчитан «в обрез», то в распоряжении путешественника оказывается меньше денег, чем он рассчитывал. Совсем досадно, если блокировку забывают отменить, к примеру, несколько отелей - сумма может оказаться существенной.
Для того чтобы застраховаться от подобных неприятностей, лучше заводить истинно кредитную карту, то есть с ненулевым кредитным лимитом. Тогда «неотлипшая» блокировка всего лишь уменьшает сумму доступного кредита, а внесенные на счет деньги остаются в распоряжении владельца. При этом, пока сумма заблокированных средств не превысила кредитный лимит, не начинается и отсчет кредита и процентов по нему.
Последнее, что надо определить при выборе типа карты, - это валюта карточного счета. Тут правило простое: карту надо заводить либо в той валюте, в которой владелец получает основные доходы, либо в той, в которой он собирается производить основные платежи. В большинстве случаев это означает, что россиянину при поездке во Францию удобнее либо евровый, либо рублевый счет. Мы считаем евровый даже предпочтительным, поскольку сумма на счету неизмен-на при колебаниях валютного курса рубля, а значит, путешественник всегда точно знает, сколько у него с собой денег. При бюджетах, сверстанных копейка в копейку, это может оказаться важным. Если подвести итог всем рассуждениям, то оптимальной для поездки во Францию нам кажется кредитная карта MasterCard со счетом, открытым в евро, и ненулевым кредитным лимитом. Любой другой вариант тоже подойдет, но его использование будет либо чуть дороже, либо чуть ограниченнее. Полезно еще взять с собой карту другой платежной системы на случай каких-то сбоев. Не пройдет одна карта - возможно, пройдет другая. Кроме классических, существуют электронные карты: Visa Electron и Cirrus/Maestro. Они получили в России широкое распространение в качестве зарплатных. Многие фирмы вместо выдачи наличных перечисляют средства на зарплатные счета, после чего деньги можно получить в любом банкомате. Эти карты обычно рублевые, и широко распространенное мнение относит их к неполноценным или даже непригодным за границей. На самом деле все гораздо лучше. Если на карте стоит логотип Visa Electron или Cirrus/Maestro, то она принимается к оплате чуть ли не повсеместно, да и банкоматы ее тоже не обижают. Валюта счета не важна - при оплате в евро, фунтах, 'злотых и любой другой валюте сумма будет пересчитана в рубли по внутреннему курсу платежной системы с учетом банковской комиссии. Так что электронные карты стоит взять с собой во Францию -вполне могут пригодиться.
оригинальный текст статьи из книги
«Во Францию на автомобиле» М. Н. Сартан, Я. А. Сартан
Короче - берите бабла побольше!
И мне коньячОк типа Курвуазье и пластырь от курения в качестве бонуса захватите... ;)
Любые капризы за ваши деньги
Ох... коньячок ;) посмотрим что сможем сделать! ;)
А пластырь, работает разве?
вот на мой взгляд что работает - "Легкий способ бросить курить