В 2006 году в телепрограмме Вокруг Света была передача немного рассказывающая о регионе Верхняя Савойя, о городе Анси (или как некоторые говорят Анесси - фр.- Annecy) и французских альпийских горнолыжных курортах.
далее печатный вариант той программы..
в регион Верхняя Савойя (Haute Savoie) входят следующие курорты -
Регион Мон Блан (Mont Blanc)
Шамони (Chamonix)
Аржентьер (Argentiere)
Лез Уш (Les Houches)
Ст. Жерве (Saint Gervais)
Межев (Megeve)
Флэйн (Flaine)
Порт-дю-Солей (Portes du Soleil)Порт дю Солей -- крупная область катания связавшая 14 станций, 243 км, 8 французских (Avoriaz 1800-2466 м, Abondance 1000-1800 м, La Chapelle d`Abondance 1020-2000 м, Chatel 1200-2100 м, Les Gets 1172-2002 м, Montriond 900-2200 м, Morzine 1000-2466 м, St. Jean d`Aulps 800-2240 м) и 6 швейцарских (Champery 1050-2300 м, Morgins 1350-2000 м, Torgon 1100-2000 м, Val d`Illiez 950-1672 м, Les Crozets 1660-2400 м, Champoussin 1580-2150 м). Самыми популярными станциями являются Морзин и Авориаз, расположенные в центре и имеющие наибольшую площадь катания.
Департамент Верхняя Савойя лежит на востоке Франции, у того места, где встречаются французская, итальянская и швейцарская границы. Население верхней савойи невелико -- лишь не так давно оно перевалило за миллион. Но это только неизменные обитатели. Приезжих тут бывает несравнимо больше -- до 33 миллионов человек в год.
Город Аннеси -- столица департамента Верхняя Савойя. Много лет назад тут правили герцоги савойские, они обладали обширными землями -- по обе стороны альп, о них даже говорили, что они оседлали альпы...
савойские земли на протяжении веков были спорной территорией. За них воевали французская женевская и савойская династии. Но совсем эти земли стали французскими лишь в 1860 году, когда будущий повелитель италии викториммануил II уступил их наполеону III.
Практически из хоть какого места Аннеси виден замок, построенный в xxi веке. Когдато он был резиденцией графов женевских -- сейчас в замке расположился краеведческий музей. А какихто 50 лет назад он представлял собой заброшенные руины.
В 1953 году муниципалитет городка аннеси выкупил этот замок у французского правительства за 10 франков, это приблизительно 1,5 евро. А сейчас входной билет сюда стоит в 2 раза дороже.
Эта сделка была обычный формальностью. Муниципалитету необходимо было юридическое право на владение, чтоб вернуть его. Со смотровой площадки замка виден весь старый город. Центр невелик -- его можно обойти пешком за 20 минут.
Одна их самых основных площадей городка Аннеси -- площадь свободы. Когдато тут стояла самая древняя церковь савойской столицы -- собор святого петра. Во времена великой французской революции новейшие власти снесли прототип теперешнего собора и отдали заглавие площади -- свобода. А на месте собора посадили дерево свободы. В xix веке все возвратилось на круги своя -- дерево срубили, а собор выстроили поновой. Так что он не таковой уж старый, как может показаться.
Аннеси пересекают два широких канала. Благодаря им город называют альпийской венецией. У места слияния каналов сохранилась средневековая тюрьма. Как ни удивительно, она стала туристическим эмблемой савойи.
В маленьком здании тюрьмы посиживали все совместно -- браконьеры, фальшивомонетчики, убийцы, фермеры, не заплатившие налоги... да и сам тюремный надзиратель со собственной семьей тоже тут жил. Его основным доходом была продажа своим вынужденным постояльцам пищи и соломы.
Заключенные научились делать из соломы примечательные сувениры, сейчас это традиционные украшения в аннеси...
на узеньких центральных улочках много лавок ремесленников, сохранившихся чуть ли не со средневековья. Тут до сих пор продают савойскую керамику, которой славится эти места. Ее тут делают по старинке -- на гончарном круге, и лишь не так давно профессионалы стали подводить к нему электричество.
Гончарным делом в Савойе занимались еще в незапамятные времена. Но лишь в xvi веке, когда сюда из италии пришла техника росписи глазурью, местная керамики заполучила собственный сегодняшний вид... роспись на посуде частенько полна символического смысла.
Вот к примеру, на традиционной свадебной посуде изображены птички, повернутые друг к другу клювами, а меж ними сердце -- это означает у них любовь... а вот следующее блюдо, наверняка, предназначено уже для развода -- птицы друг от друга отвернулись...
сейчас такую посуду приобретают лишь туристы в качестве сувениров. Но самом деле из нее можно пить и есть. Мне совсем захотелось чтото приобрести, у человека, который все это делает. И я избрала себе мисочку для супа.
Фабричное создание все больше вытесняет традиционные савойские ремесла. Но есть одна вещь, которую французы точно ни за что не дозволят поставить на поток, -- это пища! В каждом французском городе есть съестная лавочка. Все, что тут продают, -- традиционные продукты местного производства.
Глаза разбегаются, тут есть и колбасы, и окорока... но основное, естественно, сыр. Считается, что в савойе около 20 его видов, но каждый сыровар делает посвоему!
Сыры бывают твердые, мягкие, с плесенью... один из самых узнаваемых савойских сыров -- том. Вкус сыра не изменяется, он таковой же, как 100 и 200 лет назад, но сыроварня смотрится полностью современно.
Чтоб сыр вышел однородным, его необходимо как следует перемешать... позже -- разложить по формам и выслать под пресс, который выжимает лишнюю сыворотку. Потом готовые сырные головки посылают дозревать, через пару недель том будет готов.
Сыроделие процветало в верхней савойе поэтому, что здешние альпийские луга отлично подходили для выпаса коз и скотин.
Ранее в альпах повсюду были пастбища, а обитатели городка морзин, где мы продолжили съемки, пасли на этих пастбищах скотин. Сейчас скотин тут практически не узреешь, а в горах проложили горнолыжные трассы, и сейчас тут одни лыжники...
в отличие от большинства альпийских курортов Морзин имеет долгую историю -- он был основан еще в средние века.
В наше время в Морзин приезжают туристы из различных государств, и даже американцы. В середине хх века курорт стал так популярен, что его гостиницы не могли вместить всех желающих гостей. Но муниципалитет городка нашел выход.
В 60м году к морзину выстроили туристическое дополнение -- Авориаз, он находится на 800 метров выше в горах, а попасть туда можно на подъемнике.
Авориаз строили по одному генеральному проекту, потому он производит впечатление цельного ансамбля.
Тут все обмыслено до мелочей, а в особенности создателей курорта заботил вопрос экологии.
Авориаз специально создавался для отдыха. Машины тут не ездят, это запрещено. Основное средство передвижения -- лыжи и повозки, запряженные лошадьми. Упряжки выполняют роль такси, и, как и в такси, у них есть определенные цены -- в среднем проехать по авориазу будет стоить 89 евро.
Все строения в авориазе построены из натурального и самого экологически незапятнанного материала -- дерева. Один из архитекторов курорта совсем обожал россию и считал, что лучше всего красоту снежных пейзажей подчеркнет российский стиль. Благодаря ему в городке возникли магазин «душка», отель «дача» и ресторан «шапка».
Утро в горах начинается рано, уже в восемь туристы ждут у подъемников открытия трасс. Трассы открываются в девять утра, перед этим их проверяют. Сотрудники спасательной службы ездят по трассе и глядит, чтоб нигде не было ям или поваленных деревьев... о состоянии трассы сотрудник докладывает по рации наверх.
Бывалые лыжники знают, что на трассу лучше попасть в числе первых -- снег за ночь отлично улежался, трассы не разбиты...
у подъемников табло, на котором показано, какие трассы уже открыты... красный значит, что траса закрыта, зеленый -- открыта.
Сами французы считают этот курорт достаточно драгоценным -- аренда оборудования на недельку обойдется вам в 180 евро, а скипас на тот же срок -- 130 евро.
Пропуск выдается единый на все подъемники курорта, а их тут 200 штук! Трасс еще больше -- 280. за недельку отдыха вряд ли удастся проехаться по всем.
Тут все непревзойденно устроено не только для лыжников, но и для сноубордистов. Для них оборудовали целых 3 сноупарка. Причем они числятся самыми наилучшими в альпах.
Сейчас мне есть где порезвиться! Сноупарк замечательно обустроен: тут много больших трамплинов, рамп, перил и еще несколько халфпайпов, которые наши сноубордисты называют просто -- трубы.
Для удобства отдыхающих инструкторы разделили маршруты по степени трудности и по продолжительности прогулки -- самая долгая длится около 8 часов.
Во всем мире сложность трасс принято различать цветом, а в авориазе выдумали для каждого цвета животных. Так, зайчики, лоси и медведи -- это обыкновенные трассы, орлы -- посложнее, а самые трудные обозначены горными козлами... я буду зайчиком.
У подъемников много кафе и ресторанчиков, где можно перекусить или погреться на солнышке с чашкой горячего глинтвейна... почти все проводят тут целый день, потому на трассах есть все, что пригодится отдыхающим.
Тут совсем серьезно смотрят за сохранностью, по всем склонам есть домики спасателей. Служащих службы тут всего 18, но все они так профессиональны, что могут смотреть за порядком по всему курорту.
На здешних трассах можно встретить и наших сограждан. Сразу со мной в морзин приехал клуб «русская неделя». Все его члены катаются на лыжах потрясающе. Совместно с клубом приехал заслуженный тренер россии по горным лыжам владислав старцев. Вот онто меня всему и научит. Но поначалу необходимо выбрать снаряжение.
Первым делом нужно с точность до миллиметра найти размер ноги. Он сильно различается от того, к которому вы привыкли. У меня, к примеру, оказался 26й!
Ботинок новичка должен быть мягким, по способности не стесняющим движений. А так как я уже не совершенно новичок -- какникак катаюсь на сноуборде -- мне больше подошли средние по жесткости ботинки.
Лыжи необходимо подбирать в последнюю очередь. Их выбор зависит от стиля катания и от уровня проф подготовки. И, наконец, нужно подогнать по размеру ботинка крепления. ... После мастеркласса, который мне отдал владислав, я стала серьезно задумываться: не перейти ли мне со сноуборда на лыжи?
Лыжникам нужно успеть спуститься в равнину до пяти вечера -- с пришествием темноты все трассы закрываются, подъемники останавливаются.
Трассы уже закрыты, и на работу выезжают ратраки. Это особые тракторы, которые ровняют трассы, изрытые за день лыжниками.
После закрытия трасс город оживает. Загораются калоритные огни, а все отдыхающие идут к основному спуску. Тут лыжные инструкторы устраивают шоу.
Вечером освещена лишь центральная трасса курорта. Сейчас все собрались, чтоб поглядеть на шоу, посвященное истории лыжного костюма. Инструкторы показывают, в чем катались в альпах и 20, и 40 лет назад. Все, и лыжи и снаряжение, -- настоящее, извлеченное из чуланов и с чердаков.
Красивое место эта Верхняя Савойя. Тут все, так или иначе, соединено с лыжами. На них тут катались, катаются и будут кататься!
Комментировать